ГБУК РТ
Пятница, 29.03.2024, 10:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих
   г.Казань ул.Серова д.3  Тел/факс (843) 557-26-27, 557-42-09
Главная Мой профиль
 
Сайт переехал по адресу http://rsbsrt.ru/
Меню сайта
Мысль в подарок
Смотреть и не уметь прозревать истину - хуже, чем быть слепым. Хеллен Келлер
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 1 » "Второй Шаляпин"
08:58
"Второй Шаляпин"
Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, т. е. с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой — преимущество его творческой работы. Трудность — в самом процессе изучения трех искусств, но, раз что они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели». Всеми этими искусствами в совершенстве владеет герой Социалистического Труда, народный артист СССР Евгений Евгеньевич Нестеренко, 75-летию которого и был посвящен прошедший 31 января 2013 года в 13.00 в читальном зале ГБУК РТ "Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих" подготовленный сотрудниками библиотеки и Н.В.Тихомировой музыкальный журнал "Второй Шаляпин" музыкальной гостиной "В кругу друзей".
Постоянная ведущая музыкальной гостиной Н.В.Тихомирова рассказала, что на сегодняшний день Евгений Нестеренко считается лучшим басом России, а, пожалуй, и лучшим в мире. Он солировал в разное время в Малом оперном театре, Ленинградском Театре оперы и балета, государственном Академическом Большом Театре России. Неоднократно выступал в Венской Штаатс опер, "Ла Скала" в Милане, Лондонском "Ковент-Гардене", Нью-Йоркском "Метрополитен-Опера" и многих, многих других. Неоднократно участвовал в различных международных музыкальных фестивалях. Как профессор, преподавал в Ленинградской консерватории, Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Венской музыкальной академии. Сам спел 80 партий, 53 из которых - ведущие. Больше удалось только Шаляпину. Зато 21 оперу исполнил на языке оригинала - высота, которую Фёдору Ивановичу взять не удалось. Возможно, поэтому в настоящее время Нестеренко называют "вторым Шаляпиным". Евгений Евгеньевич исполнил несколько сотен сольных концертных программ вокальных произведений русских и зарубежных композиторов; русских народных песен, романсов, арий из опер, ораторий, кантат и других произведений для голоса с оркестром, церковных песнопений. Всего за свою творческую карьеру Нестеренко выступил на сцене более 3500 раз, в том числе в 1700 оперных спектаклях и 1800 концертах. У него голос редчайшего великолепия и мощи — от глубочайших басовых низов до баритоновых верхов — голос, который называют "басом планетарного звучания", "голосом века", а самого певца — самым выдающимся басом мира, позволяет ему исполнять огромный по диапазону репертуар.
Партия "Бориса Годунова" в исполнении Нестеренко считается непревзойдённой и эталонной. По словам критиков, Борис Годунов Нестеренко скорее романтик и идеалист в душе, опередивший свое время, чем трезвый и расчетливый политик. Переживания царя и человека раскрывались певцом до тончайших нюансов чувств.
Певец не знает в мире себе равных по исключительной дикции на любом языке оригинала, в том числе и на самом тяжелом для дикции иностранцу, венгерском языке. Он имеет  четыре самых престижных международных премии, включая "Грэмми"; пять самых престижных международных призов, в том числе три золотых диска, является лауреатом Ленинской премии, кавалером нескольких отечественных орденов, включая орден Ленина, и двух зарубежных государственных наград. Долгие годы был членом худсовета Большого театра и Союзконцерта, совета Московской консерватории, председателем оперной секции Всесоюзного музыкального общества, членом президиума правления Советского фонда культуры, членом правления Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, членом центральных правлений Общества советско-венгерской дружбы и Общества дружбы СССР–ФРГ. Академик Нестеренко – автор свыше 225 книг, статей, интервью.
Путь Евгения Нестеренко в искусстве нельзя назвать простым. Правда, он всегда любил музыку и пел, сколько себя помнит, но далеко не сразу понял, что пение – его профессиональное призвание. Его отец Евгений Никифорович Нестеренко (1908-1996) был инженером-танкистом, участником Великой Отечественной войны, уволившимся в запас в звании генерал-майора, любителем музыки, литературы, искусства. Вдвоём с мачехой, ставшей ему матерью, они часто читали в лицах пьесы русских и зарубежных драматургов, декламировали стихи, а отец еще и играл на гитаре известные песни. Именно от него Евгений Евгеньевич впервые услышал знаменитую песню «В землянке». Отец не обладал большим голосом, но прекрасно понимал, что ничто так не облагораживает душу человека, как музыка. В доме был патефон с большим набором пластинок, среди которых были пластинки Ф.И.Шаляпина, С.Я.Лемешева, И.С.Козловского. Евгений сразу же запомнил музыку и слова и часто напевал их, хотя сюжетов опер, естественно, не знал. А в семейной библиотеке была книга "Дни и годы П.И. Чайковского", которую, едва научившись читать, певец подолгу перелистывал, еще слабо понимая содержание, но раз и навсегда усвоив, что Чайковский - это что-то великое и светлое, если о нём с таким восхищением говорят родители.
В 11 лет Евгений впервые услышал и увидел оперный спектакль "Снегурочку" Н.Римского-Корсакова в постановке Пермского театра оперы и балета, что произвело на него большое впечатление.
Еще один источник его музыкальных привязанностей - военный духовой оркестр. Будучи начальником военного училища, отец, что называется, лелеял и пестовал оркестр. Именно на концертах училищного оркестра услышал я впервые произведения Обера и Гуно, Глинки и Мусоргского.
Потом были частные уроки пения, учеба в строительном институте и учеба в Консерватории, работа на стройке прорабом и осознание того, что он должен выбирать между строительством и искусством. Выбор был в пользу искусства, о чем ни он, ни тем более мы, поклонники его таланта не пожалели.
Что ещё хотелось бы отметить. Он считается лучшим исполнителем произведений М.П.Мусоргского. Это любимый композитор певца с консерваторской скамьи. Нестеренко стоял у истоков создания Дома-музея Модеста Петровича в городе Кареве-Наумове Псковской области. Он добился открытия первого в истории памятника великому композитору на Каревском холме, неподалеку от его родной усадьбы. Вместе с великолукским писателем Н. С. Новиковым, Нестеренко написал удивительную книгу о Мусоргском, как наиболее русском сочинителе музыки. Сердечная дружба долгие годы связывает Евгения Евгеньевича с Музеем-заповедником "Пушкинские Горы" на Псковщине и с Музеем М. И. Глинки в селе Новоспасском в Смоленской области, с Домом-музеем Ф. И. Шаляпина в Москве. В этих музеях Е. Е. Нестеренко неоднократно давал шефские концерты. Он - первый исполнитель многих произведений Д. Шостаковича и Г. Свиридова. Дмитрий Дмитриевич называл певца "достойным продолжателем новаторских традиций русской вокальной школы". Георгий Васильевич посвятил Нестеренко три произведения: "Петербургскую песенку", "Папиросники" и "Когда невзначай в воскресенье...".
Важнейшим творческим достижением певца стало создание (с 1978 г.) совместно с В. Н. Мининым и его камерным хором первой в стране концертной программы православной духовной музыки, которая исполнялась сначала на закрытых концертах, на гастролях в Италии в сентябре 1983 года, а затем, в январе и феврале 1984 года, в Больших залах Ленинградской филармонии и Московской консерватории. В июне — июле того же года эта программа была записана на грампластинку в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Участие в концерте после торжественного заседания в Большом театре, посвященного 1000-летию Крещения Руси, стало логическим и счастливым завершением этого прекрасного периода творческой жизни певца – 32-летней службы Большому театру.
После смерти своего учителя В.Луканина на основании 16 общих тетрадей с записями о занятиях, которые тот вел, своих заметок, рукописей, опубликованных статей и конспектов выступлений, Е. Е. Нестеренко как редактор-составитель выпустил книгу (по существу — учебник пения) "Мой метод работы с певцами". Переработанная и расширенная, она вышла под названием "Обучение и воспитание молодого певца". Сам Нестеренко написал монументальный труд "Размышления о профессии". Эти книги стали значительным вкладом в методику современной российской музыкальной педагогики.
После краткой биографической справки прозвучали русские народные и советские песни, которые исполнял Е.Е.Нестеренко. Одним из лучших считается исполнение Е.Нестеренко песни "Прощайте, Скалистые горы" (Слова Н.Букина, муз.Е.Жарковского), в чем смогли убедиться и слушатели музыкального журнала. Так же в музыкальном журнале прозвучали песни из репертуара Ф.И.Шаляпина в исполнении Е.Нестеренко, а именно замечательно интонационно исполненные "Из-за острова на стрежень...", "Блоха", "Когда я на почте служил ямщиком".
Завершился музыкальный журнал обменом мнений слушателей о голосе Е.Нестеренко и песнях, прозвучавших в его исполнении.

Анна Манцурова, ведущий методист методико-библиографического отдела ГБУК РТ "Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих"

Просмотров: 630 | Добавил: Ninon | Теги: музыкальный журнал, оперные певцы, библиотечные мероприятия, РСБС РТ, Опера, музыкальная гостиная, рт, Е.Е.Нестеренко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Поиск
Архив записей
Баннеры
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright RSBS RT © 2024



    Конструктор сайтов - uCoz