Ребенок с первых дней своего существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая выступает важным условием и источником его развития. Формирование сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии большое испытание как для него самого, так и для его родителей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок максимально эффективно развивался при своем диагнозе.
С чем сталкивается родитель, узнавший, что его ребенок со слабым зрением или слепой? Прежде всего, это большой стресс для самих родителей, которым нужна прежде всего психологическая помощь. Во-вторых, родители сталкиваются с отсутствием информации. Они не знают, что делать, к кому обратиться, как быть дальше. И тут им помогут не только медики и психологи, Интернет, но и мы, библиотекари, которые найдут в своих фондах необходимую литературу, которая будет способствовать нормальному развитию незрячего малыша, а также даст советы и рекомендации родителям, ответит на возникающие перед ними вопросы.ГБУК РТ "Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих" в течение многих лет ведет такую работу с родителями незрячих детей и предоставляет им в помощь все имеющиеся ресурсы.
Наша выставка-совет предназначена родителям и воспитателям слепых и слабовидящих детей, которые хотят, чтобы их малыш стал здоровым полноценным человеком, полностью адаптированным к жизни в обществе. Здесь вы сможете познакомиться с различными методическими материалами, которые могут вам помочь в воспитании вашего ребенка. На этой выставке представлена лишь малая часть тех книг в помощь родителям и воспитателям незрячих детей, которые есть в фонде нашей библиотеки. Если вы захотите ознакомиться с этой литературой подробнее, то просим вас посетить нашу библиотеку по адресу: г.Казань, ул. Серова, 3 (телефон для справок (843) 554-42-09). Кроме того, мы решили здесь дать несколько ссылок на Интернет-сайты с полезной для вас информацией.
Прежде всего, предлагаю почитать книги, брошюры, в которых рассказывается о семьях, в которых растет ребенок-инвалид.
Дети с отклонениями в развитии [Текст]: Метод. пособие / Сост. Н.Д.Шматко. - М.: Аквариум, 1997. - 128 с.
Настоящее пособие - первый шаг в оказании информационной и методической помощи массовым детским садам и школам, где есть необычные дети: с нарушенным слухом, с нарушениями движений, с нарушением зрения. Пособие прямо адресовано педагогам этих массовых учреждений. Оно может быть также использовано учителями-дефектологами и родителями. Много ценного найдут в пособии будущие учителя, а также широкий круг читателей - все те, кому не безразлична судьба ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.
Если в семье ребенок-инвалид [Текст] : Сб.ст., очерков,
лит.-худож.произведений / Э.Елсукова, Т.Морозова, Ю.Москаленко и др.; Сост.
С.А.Горбунова. – Калининград: ОГУП "Калининград.кн.изд-во", 2003. – 248 с.
![Обложка книги Воспитание и обучение слепого дошкольника](/Roditeljam/vospitanie_i_obuchenie_slepogo_doshkolnika.jpg)
В предлагаемом пособии отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития слепых дошкольников, даны рекомендации по их воспитанию и обучению. Оно ставит целью привлечь внимание не только дефектологов, но и широкой аудитории (учителей и родителей) к проблемам детей с нарушениями зрения.
![Обложка книги Мещерякова Слепоглухонемые дети](/Roditeljam/meshherjakov_slepoglukhonemye_deti.jpg)
В книге изложены результаты многолетнего эксперимента в области специальной педагогики и психологии, заключавшегося в выявлении и практической реализации возможностей развития у слепоглухонемых детей психических функций.
Задача формирования и развития психики в условиях ограниченного общения и крайней сенсорной недостаточности позволила автору по-новому подойти к решению некоторых теоретических проблем становления человеческой психики в онтогенезе. Книга предназначена для ученых-психологов и педагогов, работающих в области развития психики нормальных и аномальных детей, для студентов университетов и педагогических вузов, но будет так же интересна и родителям таких детей.
Насибулова,
Е. Дать надежду, веру и силу... [Текст] : (письма дочери) / Е.
Насибулова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2002. — 23 с. — Перепеч.:
Шк.вестник. – 2001. - №№ 2-6; 9-10. — (Заочная школа для родителей).
В этой брошюре матерью незрячего ребенка поднимается пласт очень больших проблем, связанных с воспитанием незрячего ребенка самого раннего возраста и волнующих родителей таких детей, и Елена Насибулова делится своим опытом в преодолении этих проблем.
Кекеше Л., Чернэс-Мэнефилд Н. Поговори со мной [Текст] :
Руководство по языку для родителей слепых детей: Пер.с англ. / Л.Кекеше,
Н.Чернэс-Мэнефилд; Санкт-Петербургская городская библиотека для слепых. – СПб.: "САТЕЛ’Л", 1995. – 18 с.
Авторы брошюры пытаются научить родителей слепых детей общению и взаимопониманию со своими детьми и дают конкретные советы по активизации речи слепых детей.
Каждый родитель незрячего ребенка должен знать, что существует серия "Заочная школа для родителей", которую с 2001 года выпускает Российская государственная библиотека для слепых и которая призвана удовлетворить читательские потребности по вопросам воспитания и обучения в семье слепых и слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста. Очень важно знать эмоциональное и физическое состояние вашего ребенка, чтобы понять его и помочь ему правильно развиваться.![Обложка книги Шаг за шагом: Развитие незрячего ребенка](/Roditeljam/shag_za_shagom.jpg)
В этом реферативном переводе, составленном по материалам Королевского национального института для слепых, изданных в серии "Early years", даны советы для родителей незрячих и слабовидящих детей о том, как помочь своему ребенку научиться эффективно использовать слух, обоняние, осязание, а также и остаточное зрение и помочь развитию ребенка, а также приучить малыша обслуживать себя самостоятельно.
Фомина Л.А. Что делать, если ребенка считают неуправляемым [Текст]:
Из опыта работы / Л.А.Фомина; Рос.гос.б-ка для слепых. – М., 2009. – 22 с. –
(Заочная школа для родителей).
слепых. Брошюра будет полезна всем, кто занимается со «сложными» детьми с нарушением зрения: родителям, работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения, реабилитационных центров.
![Обложка книги Басиловой О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/basilova_o_slepykh_detjakh_s_dopolnitelnymi_narush.jpg)
Автор – кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии МГППУ – более 35 лет работает с детьми, имеющими множественные нарушения. Касаясь состава и причин нарушений, ситуаций в семьях с такими детьми, она дает практические рекомендации по их воспитанию и обучению. Издание будет полезно родителям, другим членам семьи, всем, кто занимается с детьми с множественными нарушениями.
Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями [Текст] :
Пер.с англ. / Леа Хювяринен. – СПб.: Петербург-XXI век, 1996. – 72 с.
Финский офтальмолог доктор Леа Хювяринен занимается проблемами становления зрения у детей в норме и при глазных болезнях, а также проблемами общего развития детей со зрительными нарушениями, нередко страдающих и другими заболеваниями. В книге рассмотрены вопросы развития зрения у детей дошкольного возраста. Объясняется, как на основе поведения ребенка и некоторых внешних признаков оценить, нормально ли развивается зрение. Раннее выявление зрительных нарушений способствует более простому и эффективному лечению и обучению детей. Основное внимание уделено особенностям развития зрения у детей со зрительной патологией и специфике их общего развития. Приведены методы и приемы обучения детей с нарушениям зрения, включающие тренировку зрения, развитие компенсаторных функций и моторных навыков. Книга прежде всего адресована родителям и персоналу педиатрических служб. Она может оказаться полезной тифлопедагогам, офтальмологам и другим специалистам, занимающимся реабилитацией и абилитацией детей с нарушениями зрения, а также всем, интересующимся вопросами развития зрения у детей.
![Обложка книги Дженет Гудрих Детское зрение](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/gudrikh_detskoe_zrenie.jpg)
Гудрих Дж. Детское зрение. Авторская методика естественного восстановления зрения [Текст] / Дженет Гудрих. - СПб.: ИД "Весь", 2004. - 240 с.: ил. - (Семейная библиотека: здоровье и психология).
При ухудшении зрения мы чаще всего прибегаем к традиционному и радикальному средству - очки. Как утверждает автор книги, этот способ далеко не самый лучший. Сегодня профессионалы все чаще и чаще отдают предпочтение естественному и более гуманному способу коррекции зрения. В книге рассказывается о причинах ослабления зрения у вашего ребенка и даны материалы для практических занятий и самых разнообразных игр, которые помогают улучшить зрение детей от самого младшего до подросткового возраста. Книга предназначена для широкого круга читателей. Все рекомендации, приведенные в издании, должны быть согласованы с лечащим врачом.
![Обложка книги Тифлопсихология детства](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/tiflopsikhologija_detstva.jpg)
Эта книга адресована учителям школ, воспитателям, воспитателям детских садов для детей с нарушениями зрения и студентам дефектологических факультетов чья деятельность непосредственно связана с обучением, воспитанием и развитием детей, имеющих различную патологию зрения. Материалы этой книги о психологических особенностях развития ребенка с нарушением зрения в сочетании с анализом внешних влияний позволят педагогу успешно осуществить формирование личности ребенка, опираясь на огромные возможности гибкости и пластичности детской психики. Предлагаемый материал, основанный на анализе психологических исследований отечественных и зарубежных тифлопсихологов, позволит педагогу раскрыть перед детьми возможности сформировать свой богатый внутренний мир, открыть богатство психической жизни, научить ориентироваться в жизни, наполненной изобилием разнообразной информации.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание
детей с нарушениями зрения [Текст] : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
![Обложка книги Развитие и образование особенных детей](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/razvitie_i_obrazovanie_osobennykh_detej.jpg)
Солнцева
Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] :
Издание для слабовидящих / Людмила Ивановна Солнцева, Софья Михайловна Хорош;
ред. Г.П.Коваленко; Министерство культуры Российской Федерации; Российская
Государственная библиотека для слепых. – 3-е изд. – М.: ООО "ИПТК "Логос" ВОС",
2003. – 163 с.
В работе отражены вопросы, связанные с особенностями психического
развития незрячих детей раннего возраста, и даны рекомендации по их воспитанию.
В основу работы положены наблюдения за слепыми детьми, опыт консультационной
работы с родителями и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам
воспитания слепого ребенка. Работа предназначена для родителей, но представит
также интерес для тифлопедагогов и воспитателей. Она подготовлена специалистами
тифлопсихологами доктором психологических наук Л. И. Солнцевой и кандидатом
психологических наук С. М. Хорош.![Обложка книги Гуниллы Прейслер Несколько замечаний о развитии слепых детей](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/prejsler_neskolko_zamechanij.jpg)
В этой брошюре содержится краткое изложение результатов исследования шведской исследовательницы Гуниллы Прейслер о развитии слепых детей.
![Обложка брошюры Басиловой ВОспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множетсвенным нарушением](/Roditeljam/basilova_vospitanie_v_seme_rebenka_rannego_vozrast.jpg)
[Текст] / Т.А. Басилова; Ред.-сост. Г.П. Коваленко. - М.: РГБС, 2001. - 28 с. - (Заочная школа для родителей).
Главная задача данной работы - показать, как обычными средствами, используя несложные приемы, можно помочь самым сложным детям, родившимся с нарушениями зрения и слуха.
![Обложка книги Феррел Дошкольное воспитание в семье](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/ferrel_doshkolnoe_vospitanie_v_seme.jpg)
Феррел К.А. Дошкольное воспитание в семье: советы по воспитанию слепых и слабовидящих детей [Текст]: Пер. с англ. / Кей Алисин Феррел; Санкт-Петербургская городская библиотека для слепых. – СПб.: "САТЕЛ’Л", 1995. – 34 с.
Книга Кей Алисин Феррел была подготовлена к печати и выпущена Американской Организацией для Слепых (American Foundation for the Blind, сокращенно – AFB). Эта организация ведет большую просветительскую работу, в том числе – для родителей незрячих детей и регулярно издает методическую литературу. Разработки Американской Федерации для Слепых имеют большую практическую ценность, т.к. проверены на опыте. Основная цель, которую преследует Американская Федерация для Слепых – интеграция незрячих в обществе и популяризация знаний о слепоте среди зрячей части населения. Вместе с тем, авторами обычно являются зрячие люди, поэтому их позиция иногда отличается от той, которую занимают незрячие разработчики аналогичных материалов. Следует, вероятно, учитывать обе позиции, т.к. в каждой из них есть свои ценные аргументы. Поэтому мы рекомендуем читателям данной книги ознакомиться также с методическими пособиями Национальной Федерации Слепых США.
Сборник статей по воспитанию и обучению слепых и
слабовидящих детей [Текст] : Пер.с англ. / Санкт-Петербургская гор.б-ка для
слепых. – СПб., 1995. – 35 с.
В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха [Текст] :
Сб.ст. / Под общ.ред.И.В.Саломатиной. – М.: РГБС, 2002. – 68 с. – (Заочная
школа для родителей)
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В. и др.
Развитие восприятия у ребенка [Текст] : Пособие для коррекционных занятий с детьми с
ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Лидия Петровна
Григорьева, Марина Эдуардовна Бернадская, Ирина Владимировна Блинникова, Ольга
Григорьевна Солнцева. - 2-е изд., дораб. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 72
с.:ил. – ("Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека
журнала"; Вып.41.).
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей
дошкольного возраста [Текст] /Л.И.Солнцева. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
![Обложка брошюры Саматовой Коррекция проявлений аутичных черт у детей раннего возраста с глубокими нарушениями зрения](/Roditeljam/samatova_korrekcija_projavlenij_autichnykh_chert_u.jpg)
Аутизм – заболевание, характеризующееся уходом человека в свой внутренний мир,
нарушением контактов с окружающими и возникающими вследствие этого отклонениями
в психическом развитии. Аутизм в чистом виде встречается редко и чаще всего
окружающие имеют дело с отдельными аутичными чертами, осложняющими ребенку
процесс социализации, чертами, которые обусловлены нарушением зрения. Часто родители не сразу обращают внимание на отклонения в
поведении незрячего ребенка потому, что они не знают, каким должен быть слепой
ребенок и как он должен себя вести. Часто для них нормой является то, что
педагоги называют проявлением аутичных черт.Это издание посвящено предупреждению и коррекции проявлений аутичных
черт у детей раннего и дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения.
Автор публикации, тифлопедагог, сотрудник Центра ранней интервенции Российской
государственной библиотеки для слепых, адресует ее в первую очередь родителям и
ближайшему окружению таких детей, а также сотрудникам детских садов и других
учреждений для детей раннего возраста с нарушениями зрения.
![Обложка книги Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов](http://rsbsrt.ucoz.ru/Roditeljam/zritelnaja_i_intellektualnaja_rabotosposobnost.jpg)
Данные методические рекомендации рассчитаны на студентов IV-V курсов дневного и заочного тифлопедагогического отделения, готовящихся стать учителями и воспитателями школ слепых и слабовидящих, но они могут быть так же полезны и родителям незрячих детей. Методические рекомендации содержат практические указания по одной из важнейших тифлопедагогических проблем, связанной с оптимизацией научно-познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников младших классов.
![Обложка брошюры Оклендера Сенсорный опыт](/Roditeljam/oklender_sensornyj_opyt.jpg)
Эта брошюра представляет собой выдержки из 6 главы «Сенсорный опыт» книги Вайолетт Оклендер "Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии" и посвящена развитию у ребенка осязания, слуха, обоняния, вкусового восприятия, способности чувствовать музыку, интуиции, эмоциональной и двигательной активности, а также в брошюре размещены рекомендации по обучению детей приемам релаксации.
Руки – инструмент познания окружающего мира: покажи мне то,
что другие могут увидеть [Текст] / Рос. гос. б-ка для слепых; реф.пер.с англ.
Г.С.Елфимовой. – М., 2006. – 19 с. – (Заочная школа для родителей).
Денискина В.З. Учимся улыбаться [Текст] / В.З.Денискина; Рос.гос.б-ка для
слепых. – М., 2008. – 44 с. – (Заочная школа для родителей).
Брошюра посвящена важным для социализации слепых и слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам общения - мимике, жесту и позе.