Сизова А.И. Из истории обучения слепых детей [Текст] / Анна Ивановна Сизова. – М.: ООО "ИПТК "Логос" ВОС", 2008. – 303 с.
В книге Анны Ивановны Сизовой, подвижника, исследователя, автора книг и статей, посвященных истории просвещения слепых и истории отечественной тифлопедагогики, в увлекательной форме рассказывается об истории обучения слепых в Западной Европе и в России, а также о судьбе выпускников Московской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV видов № 1, директором которой она была долгие годы. Книга будет интересна родителям, тифлопедагогам и всем тем, кто интересуется историей специального образования.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы [Текст] / Под ред М.И.Земцовой. - М.: Просвещение, 1978. - 93 с.
В сборнике рассматриваются вопросы развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения. Большое место отводится организации коллектива дошкольников, проведению сюжетно-ролевых игр и занятий по изобразительной деятельности.
Наши слепые дети [Текст] : Рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни / Рос.гос.б-ка для слепых; [науч.ред. Е.Н.Подколзина; ред. Н.С. Плахина]. - М., 2007. - 66 с. - (Заочная школа для родителей).
В этой брошюре рассматриваются вопросы семейного воспитания, обучения и развития слепых дошкольников. Несмотря на то, что статьи написаны в 1978 году, проблемы обозначенные в ней актуальны и сейчас.
Инклюзивное обучение незрячих детей в негосударственных учебных заведениях [Текст] : пер.с англ. / Рос.гос.б-ка для слепых; [сост.-пер. Г.С.Елфимова]. - М., 2013. - 62 с. - (Заочная школа для родителей).
В данной брошюре представлен перевод материалов по обучению незрячих детей бангладешского филиала Международного центра технической помощи обучению и реабилитации слепых имени Хелен Келлер (Technical Assistance for the Education and the Rehabilitation of the Blind Helen Keller International Bangladesh), в которой даются теория и практические задания по обучению и подготовке к инклюзивному обучению незрячих детей. Брошюра предназначена для родителей незрячих детей, воспитателей и учителей негосударственных детских садов и начальных школ.
Фомина Л.А. Проблемы обучения незрячих леворуких детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Фомина; Рос. Гос. б-ка для слепых. – М., 2011. – 23 с. – (Заочная школа для родителей).
Вопросы обучения незрячих леворуких детей и значение этого факта совсем не освещены в литературе. Что скрывается за понятием «леворукий ребенок»? Какова роль родителей в воспитании таких детей? На эти вопросы отвечает автор-тифлопедагог Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых, рассказывая о своем опыте занятий с незрячими дошкольниками, которых можно отнести к лворуким детям. Брошюра будет полезна всем, кто занимается со "сложными" детьми с нарушениями зрения: родителям, работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения, реабилитационных центров.
Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей [Текст]: Метод.пособие / А.В. Апраушев. - М.: ВОС, 1973. - 56 с.
Пособие посвящено вопросам изучения, обучения и воспитания слепоглухонемых детей, а также их трудовой и социальной реабилитации. На примере работы уникального специального учебного заведения - Загорского детского дома для слепоглухонемых - автор раскрывает основные проблемы слепоглухонемоты и рассматривает пути их разрешения. Пособие может быть рекомендовано педагогам-дефектологам различных профилей, а также широкому кругу читателей, которых интересует данная проблема.
Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и в игровой – наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами (или без правил). Игры вырабатывают ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни, способствуют развитию личностных качеств.Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника [Текст] / С.М.Хорош. – М., 1983. – 60 с.
В пособии показано значение игрушки в воспитании слепого дошкольника на разных этапах его развития. Автор предлагает рассматривать игрушку как действенное средство для предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных со слепотой. В пособии раскрываются особенности ориентировочных и игровых действий слепых дошкольников с различными видами игрушек. Приводятся педагогические требования к игрушкам, даются конкретные рекомендации по подбору игрушек для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, по использованию различных видов игрушек в коррекционно-воспитательной работе. Пособие предназначено для тифлопедагогов и воспитателей, работающих со слепыми детьми дошкольного возраста, но может быть полезно и родителям.
Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Рос.гос.б-ка для слепых; [науч. Ред.Е.Н.Подколзина; ред.Н.С.Подхолхина]. – М., 2007. – 36 с. – (Заоч.шк.для родителей).
Основу настоящего издания составили статьи, опубликованные в брошюре «Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста». Хотя эта брошюра вышла в 1978 году, статьи не потеряли своей актуальности потому, что их писали высококвалифицированные специалисты и в данной брошюре рассматриваются очень важные и интересные вопросы.
Фомина Л.А. Использование пирамидок на занятиях с незрячими детьми дошкольного возраста, имеющими разную степень задержки психоречевого развития [Текст] / Людмила Фомина; Рос.гос.б-ка для слепых. – М., 2007. – 18 с.
Автор этой брошюры, тифлопсихолог и тифлопедагог Центра ранней интервенции при РГБС Людмила Фомина рассказывает об упражнениях с пирамидками, казалось бы устаревшими примитивными пособиями, и о важных умениях, которые приобретают незрячие дошкольники в ходе занятий с пирамидками.Особое место в жизни человека занимают подвижные и спортивные игры. Спортивные игры для незрячих получили в последнее время широкую популярность у нас в стране и за рубежом.
Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих [Текст]: Учеб.пособие / Д.М.Маллаев. – М.: Советский спорт, 2002. – 136 с.: ил.
Книга содержит описание подвижных и спортивных игр для слепых и слабовидящих детей и взрослых, рекомендации по обучению играм, а также теорию, методику обучения спорОдной
из важных задач, стоящих перед родителями незрячих детей, которые хотят
подготовить ребенка к школе, является подготовка своих детей к обучению
письму и чтению по системе Брайля. В виртуальной выставке "Первые
книжки" на нашем сайте мы уже давали краткие советы и художественные
книги, которые могут помочь родителям приучить детей к чтению, а в этой
виртуальной выставке мы предлагаем родителям познакомиться с
методическими материалами по этому вопросу.
Фомина Л.А. Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля: Из опыта работы [Текст] / Людмила Фомина. – М.: РГБС, 2004. – 66 с.
Данная брошюра – результат многолетнего опыта работы со слепыми дошкольниками, которая начиналась в Институте общей и педагогической психологии РАО (ныне Психологический институт) и продолжается в настоящее время в Центре ранней интервенции при Российской Государственной библиотеке для слепых. Эта брошюра призвана помочь родителям сделать обучение маленьких незрячих детей не только полезным, но и интересным, увлекательным и, главное, познавательным, независимо от характера и глубины отклонений в их развитии. Подбор материала для подготовки детей к овладению чтением и письмом по системе Брайля обусловлен тем, что, к сожалению, литературы для родителей по этой проблеме практически нет. Подготовку детей к овладению рельефно-точечной системой Брайля мы стремились проводить через упражнения, помогающие развивать речь у детей, сформировать у них адекватные представления о предметах и явлениях окружающего мира, т.е., по сути дела, осуществить подготовку к школе. Эта книга окажется также полезной и для педагогов, работающих с незрячими детьми, и для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, и для всех тех, кто так или иначе сталкивается в своей работе с проблемами социальной адаптации незрячих детей.
Фомина Л.А. Незрячий ребенок и книга [Текст] : Рекомендации тифлопедагога / Л.А. Фомина; Рос.гос.б-ка для слепых. – М., 2008. – 36 с.
В издании представлены две статьи тифлопедагога Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых Л.А. Фоминой: "Читаем детям, читаем вместе с детьми" (науч.ред.Е.Н.Подколзина, научный сотрудник ИКП РАО) и "Совершенствование навыков чтения и письма шрифтом Брайля" (науч.ред. Н.А.Белякова, тифлопедагог, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида).
Незрячие дети и библиотека [Текст] : Рекомендации родителям, учителям и библиотекарям / Рос.гос.б-ка для слепых; Реф.пер. с англ.Г.С.Елфимовой. – М., 2004. – 26 с. – (Заочная школа для родителей).
Данная брошюра дает рекомендации родителям, учителям и библиотекарям о том, как приучить незрячих детей к чтению.
Не менее важно также знать, что ожидает вашего незрячего ребенка в школе, чтобы помочь ему преодолеть стрессовые ситуации и психологически подготовить его к учебе. В предложенных методических материалах речь идет как об инклюзивном, так и о традиционном обучении незрячих.
Незрячий ребенок в классе [Текст] : рекомендации родителям и учителям: реф.пер.с англ. / Рос.гос.б-ка для слепых; [сост.-пер.Г.С.Елфимова]. – М., 2009. – 24 с. – (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлены советы по организации учебного
пространства для детей – инвалидов по зрению в обычных школах. Реферативный
перевод подготовлен по материалам Американского совета слепых. Рекомендации
касаются как учебой, так и социальной реабилитации. Они помогут, например,
узнать, какие аспекты школьной жизни могут вызвать эмоциональный стресс у
ребенка и как побороть его страхи и предубеждения. Брошюра составлена в виде ответов на вопросы, которые чаще всего задают
учителя, впервые встречая в своем классе слепого или слабовидящего ребенка.
Некоторые советы носят частный характер и подходят не всем детям. Но они
подсказывают направление движения к пониманию проблем слепоты и разработки
индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку.
Слепой ребенок в начальной школе [Текст] : реф.пер. с англ. по материалам нидерл.центра SENSIS / Рос. Гос.б-ка для слепых; [сост.-пер.Г.С.Елфимова]. – М., 2011. – 28 с. – (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлены советы по организации учебного пространства для тотально слепых детей в обычных школах. Советы даны как организационного (создание комфортной учебной среды), так и практического (вспомогательные средства для удобства освоения различных предметов начальной школы) характера. Реферативный материал подготовлен по материалам нидерландского центра SENSIS: Blind pupil at the (special) primary school: Itinerant support. Издание адресовано родителям незрячих детей, учителям и библиотекарям и знакомит с зарубежным опытом в сфере адаптации школьной программы к потребностям незрячих детей.
Слабовидящий ребенок в начальной школе [Текст] : реф. пер. /
Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2010. — 31, [1]
с. — (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлен нидерландский опыт работы по организации учебного
пространства для детей-инвалидов по зрению в обычных школах. Реферативный
перевод подготовлен по материалам нидерландского центра SENSIS.
Все,
что делает человек, связано с его умением ориентироваться в окружающем
его пространстве, поэтому очень важно научить слепого ребенка
ориентироваться в пространстве и таким образом способствовать развитию
его самостоятельности, социализации его личности в обществе, помочь ему
реализовать его потенциал и избежать одиночества. В нашей библиотеке
есть книги, которые подскажут родителям незрячих детей, как помочь детям
развить эти способности.
Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] : Метод.рекомендации / В.З.Денискина. - М.: ООО "ИПТК "Логос" ВОС", 2008. - 152 с.
В пособии на материале программы по социально-бытовой ориентировке для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов раскрыта специфика организации и проведения коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке со слепыми и слабовидящими учащимися. Особое внимание уделено формированию специальных знаний, умений и навыков, позволяющих в быту до определенной степени компенсировать полную или частичную утрату зрения. Пособие адресовано педагогам школ для детей с нарушением зрения. Оно также будет полезно преподавателям и студентам дефектологических факультетов, родителям детей с глубокими нарушениями зрения и специалистам реабилитационных центров.
Шкляев А.В. Пространственная мобильность незрячих: Домашнее обучение инвалидов по зрению [Текст] / А.В.Шкляев. – М., 2007. – 113 с.: ил.
В настоящее время назрела необходимость активизации реабилитационного обучения инвалида по месту его проживания в привычной для него самого и его окружающих домашней обстановке. Данное пособие предназначено для обучения пространственной ориентировке в домашних условиях инвалидов, которые по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или по другим причинам не могут выехать в реабилитационные центры. В пособии приведены образцы обращений специалистов местных организаций ВОС к инвалиду по зрению, родственникам инвалида, родителям слепых детей с целью наладить контакт для дальнейшего сотрудничества по оказанию помощи в области элементарной реабилитации незрячего. Имеются различные варианты практических занятий с незрячими по пространственной ориентировке. Описаны прибор "Ориентир" и различные конструкции тростей, даны подробные рекомендации по подбору трости для инвалида по зрению.Пособие предназначено для специалистов местных и региональных организаций ВОС, которые занимаются реабилитацией инвалидов по зрению, а также для консультантов, волонтеров, родителей, имеющих незрячих детей, родственников инвалидов, потерявших зрение во взрослом возрасте.
Денискина В.З., Курбанов Р.А. Слепой ребенок вне дома [Текст] : Гл.из кн. / В.З.Денискина, Р.А. Курбанов; ред.-сост. Г.П.Коваленко; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2001. – 25 с. – (Заочная школа для родителей).
Данная брошюра представляет собой одну из глав книги «Слепой ребенок в семье», адресованной авторским коллективом НИИ дефектологии АПН СССР родителям слепых детей. Изданная в 1989 г. под редакцией Л.И.Солнцевой, эта книга быстро разошлась, практически не попав в библиотеки для слепых. В этой брошюре даны методические рекомендации как родителям помочь своему ребенкупознакомиться с окружающим миром за стенами дома.
Шредер Ф. Самостоятельное взросление. Использование белой трости слепым ребенком [Текст]: Пер. с англ. / Ф.Шредер; Санкт-Петербургская городская библиотека для слепых. – СПб.: "САТЕЛ’Л", 1995. – 14 с. Данный перевод сделан Санкт-Петербургской городской библиотекой для слепых с целью помочь родителям и воспитателям маленьких слепых детей, которые хотят чтобы их ребенок зажил полноценной жизнью и смог самостоятельно начать исследовать этот мир с помощью белой тростью. О проблемах, с которыми придется им столкнуться, о плюсах использования белой трости рассказывает первый вице-президент Всемирного Союза слепых Фрэд Шредер (США).
Семенов Л.А., Шлыков В.П, Азбука движений для слепых детей [Текст]: Метод.пособие / Л.А.Семенов, В.П.Шлыков. – М., 1984. – 68 с.: ил. Слепота отрицательно сказывается на пространственной ориентировке и моторно-двигательной функции ребенка, поэтому авторы данного методического пособия разработали на основании достаточно большом числе элементарных положений различных частей тела и координированных движений ими «азбуку движений», которую и приводят в этой книге, а также дают описание простейших средств наглядности, используемых для освоения этой "азбуки". Каждое положение и движение проиллюстрировано. Осваивать предлагаемую "азбуку" следует, начиная с подготовительного класса, чтобы ребенок достаточно ее усвоил и впоследствии смог заниматься физической культурой и спортом. Методическое пособие предназначено для учителей физкультуры, коррекции, ритмики, а также для воспитателей школ слепых детей. Кроме того, данное пособие может быть интересно также и родителям незрячих детей, которые хотя подготовить своего ребенка к школе.
Уровень физической подготовленности незрячих детей значительно отстает от их сверстников с нормальным зрением, поэтому очень важно средствами лечебной физкультуры помочь преодолеть это отставание.
Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) [Текст] / Л.Н.Ростомашвили. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002. - 102 с.
В пособии рассматриваются нарушения зрительных функций, наиболее часто встречающиеся у детей школьного возраста. Представлен конкретный материал по технологии обучения физическим упражнениям, показания и противопоказания по их применению, а также практические рекомендации, которые помогут в развитии и воспитании детей с нарушенным зрением. Пособие предназначено для учителей физической культуры как специальных, так и общеобразовательных школ, воспитателей и родителей, воспитывающих детей с ограниченными зрительными возможностями и отражает многолетний практический опыт работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками, на основе анализа имеющейся общей научной тифлологической литературы, раскрывающей влияние тяжелого зрительного дефекта на развитие личности ребенка в условиях зрительной депривации и роль ЛФК в коррекции и компенсации психомоторного и физического отклонений.
Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников [Текст] / Г.Г.Демирчоглян, А.Г.Демирчоглян. - М.: Советский спорт, 2000. - 160 с.: ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
В книге представлены современные подходы к проблеме реабилитации и восстановления зрения у слабовидящих с использованием наиболее эффективных лечебно-оздоровительных методик, а также специальных средств физической культуры, успешно апробированных на практике. Авторы подробно рассматривают также строение и основные функции органов зрения, развитие зрения детей и его особенности (в норме и патологии), влияние питания, дыхания, света на зрения и дают рекомендации лицам с ослабленным зрением, а также родителям слабовидящих детей по просмотру телепередач. Книга снабжена комплексом специальных оздоровительных упражнений "Ежедневная гимнастика для глаз" в сочетании с общеразвивающими упражнениями, а также комплексом "Зрительная гимнастика" (в рисунках) для укрепления мышечного аппарата глаз детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Шмельков И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры [Текст]:Учеб.пособие / И.И. Шмельков. – М., 1981. – 63 с.
В пособии изложены результаты исследований различных аспектов физического развития учащихся школ слепых в сопоставлении со зрячими, показано значение физических упражнений для слепых детей, дан анализ допустимых физических нагрузок, рекомендуется программа лечебной физкультуры на основе экспериментального обоснования показателей физического развития двигательной функции для слепых детей и подростков. Данное пособие будет интересно как учителям, студентам дефектологических факультетов, так и родителям незрячих детей.
Трудовая
деятельность является средством адаптации
человека в обществе, символом независимости, возможностью контроля
инвалидом своей жизнь и более эффективно разрешать возникающие
проблемы. Но для этого труд инвалида по зрению должен учитывать
его интересы, его физические и психологические особенности, его
способности
и т.д.
Жизнь слепоглухонемого человека может быть столь же многогранной, содержательной и полезной, как и жизнь обычных людей. В этом учебном пособии рассказывается о принципах подхода к решению вопросов общественно полезного труда и профориентации слепоглухонемых детей на основе опыта работы в Загорском детском доме для слепоглухонемых.
Ермаков В.П., Куличева Н.И. Профориентация слепых школьников [Текст] : Учеб.пособие / Виталий Павлович Ермаков, Нона Илларионовна Куличева. – М., 1982. – 40 с.
В учебном пособии рассматриваются мир профессий, характеризуются трудовые возможности незрячих, показываются пути и способы формирования у учащихся качеств личности, необходимых для овладения профессией. Пособие состоит из разделов, посвященных профессиям в сфере производства, науки, культуры, общественной и педагогической деятельности, доступным инвалидам по зрению. В них дается характеристика различных видов труда, в которых заняты незрячие, правила выбора профессии и пути подготовки себя к труду. В пособии представлены изыскания и наблюдения авторов, а также основные положения, рекомендации и конкретные высказывания ведущих специалистов по вопросам профессиональной ориентации молодежи и школьников. Пособие предназначено для учащихся школ слепых.
В заключение хочу дать несколько ссылок на Интернет-сайты и блоги, в том числе и зарубежные, в которых публикуются материалы, которые могут помочь родителям и воспитателям слепых и слабовидящих детей.
Сайт Елены Насибуловой "Я и мама", матери незрячего ребенка
Страница для родителей слепых детей на сайте Национальной организации слепых (СЩА)
Сайт для родителей слепых детей от Американской организации слепых