Общие советы родителям детей-инвалидов раннего возраста
- Воспитывая слепого ребенка,
необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное
течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его
консультации, лечение - необходимое условие успешного воспитания.
- Относитесь к незрячему ребенку
как к здоровому полноценному человеку и такое же отношение должно быть и у всех
членов семьи.
- Помните, что отношение других
ваших детей к незрячему братику или сестренке зависит от вас. Сделайте все
возможное, чтобы эти дети не видели ваших переживаний по поводу рождения
слепого ребенка.
- Если вы и члены семьи по натуре
молчаливы, все равно говорите с ребенком с первых дней жизни (хорошо, если вы
это делали во время беременности). Ребенок легче понимает обращенную к нему
речь, если ему помогают, объясняют то, что происходит с ним, вокруг него. Все
ваши действия с ребенком должны озвучиваться.
-Говорите четко и следите за
интонацией, дети рано улавливают интонацию, остро реагируют на громкий голос,
крик.
- Много раз повторяйте одну и ту
же фразу, меняя порядок слов, громкость, интонацию. Подкрепляйте слово показом
игрушки, предмета или действием.
- Не употребляйте слишком длинных
фраз и несколько незнакомых слов сразу-не переусердствуйте
- При общении важны хорошее
настроение, радостный возглас, добрый тон. В эмоционально благоприятной
ситуации малыши запоминают новую информацию значительно лучше.
-Очень важно, чтобы ребенок ,
знакомясь с новым предметом, имел возможность трогать, нюхать, лизать его,
осматривать, пробовать вызвать звук. Назовите этот предмет и побудите к
действию ребенка (потрогай, понюхай, нажми).
-Поощряйте желание ребенка
вступить в контакт, поддерживайте контакт словом, ласковым похлопыванием,
покачиванием, поглаживанием.
-Вызывайте стремление ребенка к
лепету, повторяя вместе с ним отдельные слоги (ма-ма-ма) и вводя новые
(му-му-му, ба-ба-бу…).
-Если ребенок начинает лепетать,
дайте возможность слышать ему свои звуки, ограничьте другие слуховые
раздражители (различные шумы, радио, телевизор).
-Играя с ребенком, подражайте
звукам животных (му, мяу, гав и т.д.), покажите (дайте пощупать) соответственно
это животное (игрушку или рельефный рисунок, которые должны иметь правильные
формы). Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан и
проч. музыкальные инструменты. Но помните, что слепые малыши часто боятся
резких, громких звуков.
-Для обогащения чувственного опыта
слепым детям нужно давать заводные игрушки, движения которых должны быть
простыми по структуре, а зона их действия небольшая. Это может быть волчок,
клюющий цыпленок, кувыркающаяся обезьяна и проч. Но предварительно следует
рассказать ребенку об игрушке, показать ее неподвижной, иначе она может напугать
ребенка.
-Не предупреждайте желаний
ребенка, ребенок должен попытаться сказать, что он хочет. Есть опасность
задержать его на уровне жестового общения.
-Развивайте фонематический слух
ребенка, побуждайте различать отдельные звуки (нож-нос; удочка-уточка…).
-Не пренебрегайте
звукоподражанием. Если ребенок не готов сказать слово, можно на начальном этапе
заменить его каким-то звуком (машина –би-би, упал-бух). Позже эти слова уйдут
из лексикона, но понимание их, осознание произойдет раньше, чем проговаривание.
-Расширяйте словарный запас
малыша.
-Если вы будете вести дневник, то
сможете фиксировать его речевые успехи, причем не забудьте похвалить ребенка,
даже за самую малость.
-Читать надо каждый день!
Передавайте голосом эмоции, ритм. Если читаете стих, пусть ребенок договаривает
последнее слово. Читая стихи и сказки, показывайте и давайте потрогать детям
игрушки, изображающие персонажей, а также предметы, с которыми взаимодействуют
персонажи этих произведений.
-Пальцы помогают речи, поэтому
развивайте легкую моторику: знакомьте ребенка как можно раньше с предметами,
игрушками, мозаиками, конструкторами (с учетом возраста).
- Периодически делайте что-то
вместе с ребенком, держа его руки в своих (пользоваться лопаткой, брать
игрушку).
-Будьте терпеливы и снисходительны.
Никогда не смейтесь над ребенком, не критикуйте его, попытайтесь понять,
одобрить, в случае неудачи – утешить и сказать: все у тебя получится. Если не
вы, то кто поможет вашему ребенку? Хвалите его даже за очень незначительные
успехи и старание.
-Не забудьте подготовить вашего
ребенка к встрече с незнакомыми людьми. Объясняйте куда идете, что будете
делать, что с ним будут делать другие люди. Если ребенок не воспринимает слова,
не стесняйтесь пояснить окружающим, как можно общаться с вашим ребенком
(прикосновением, звуками, знаками и т.д.). Ваш ребенок, вследствие
ограниченного контакта с другими людьми, может быть эмоционально очень
восприимчивым, что проявится или в капризах, или в страхе, или в агрессии.
Попытайтесь быть терпеливыми и после первой эмоциональной реакции объясните
ребенку, что это не страшно, попытайтесь вызвать интерес?
-Общение с чужими должно быть
дозировано по времени, начните с нескольких минут. Ваш ребенок может быстро
устать, но не забывайте, что и окружающие (другие дети или взрослые) могут
уставать от вашего ребенка. Вводить ребенка в круг сверстников, в ребячий круг
просто необходимо. Если позитивного общения не получилось - не отчаивайтесь,
делайте опять и опять попытки, не обвиняя детей или вашего ребенка в неудачах.
Лучше, если вы будете приглашать сверстников к вам домой. Знакомая обстановка
поможет вашему ребенку наладить контакты и преодолеть дефицит общения.
(Составлено на основании статьи
Элеоноры Елсуковой "Что нужно знать родителям, имеющим ребенка-инвалида" (из книги "Если в семье ребенок-инвалид") и книги Солнцевой Л.И., Хорош С.М. "Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста")
Виртуальную
выставку для вас подготовила Анна Манцурова, ведущий методист
методико-библиографического отдела ГБУК РТ "Республиканская специальная
библиотека для слепых и слабовидящих"
|