Общие советы родителям детей-инвалидов раннего возраста
- Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение - необходимое условие успешного воспитания.
- Относитесь к незрячему ребенку как к здоровому полноценному человеку и такое же отношение должно быть и у всех членов семьи.
- Помните, что отношение других ваших детей к незрячему братику или сестренке зависит от вас. Сделайте все возможное, чтобы эти дети не видели ваших переживаний по поводу рождения слепого ребенка.
- Если вы и члены семьи по натуре молчаливы, все равно говорите с ребенком с первых дней жизни (хорошо, если вы это делали во время беременности). Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если ему помогают, объясняют то, что происходит с ним, вокруг него. Все ваши действия с ребенком должны озвучиваться.
-Говорите четко и следите за интонацией, дети рано улавливают интонацию, остро реагируют на громкий голос, крик.
- Много раз повторяйте одну и ту же фразу, меняя порядок слов, громкость, интонацию. Подкрепляйте слово показом игрушки, предмета или действием.
- Не употребляйте слишком длинных фраз и несколько незнакомых слов сразу-не переусердствуйте
- При общении важны хорошее настроение, радостный возглас, добрый тон. В эмоционально благоприятной ситуации малыши запоминают новую информацию значительно лучше.
-Очень важно, чтобы ребенок , знакомясь с новым предметом, имел возможность трогать, нюхать, лизать его, осматривать, пробовать вызвать звук. Назовите этот предмет и побудите к действию ребенка (потрогай, понюхай, нажми).
-Поощряйте желание ребенка вступить в контакт, поддерживайте контакт словом, ласковым похлопыванием, покачиванием, поглаживанием.
-Вызывайте стремление ребенка к лепету, повторяя вместе с ним отдельные слоги (ма-ма-ма) и вводя новые (му-му-му, ба-ба-бу…).
-Если ребенок начинает лепетать, дайте возможность слышать ему свои звуки, ограничьте другие слуховые раздражители (различные шумы, радио, телевизор).
-Играя с ребенком, подражайте звукам животных (му, мяу, гав и т.д.), покажите (дайте пощупать) соответственно это животное (игрушку или рельефный рисунок, которые должны иметь правильные формы). Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан и проч. музыкальные инструменты. Но помните, что слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.
-Для обогащения чувственного опыта слепым детям нужно давать заводные игрушки, движения которых должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. Это может быть волчок, клюющий цыпленок, кувыркающаяся обезьяна и проч. Но предварительно следует рассказать ребенку об игрушке, показать ее неподвижной, иначе она может напугать ребенка.
-Не предупреждайте желаний ребенка, ребенок должен попытаться сказать, что он хочет. Есть опасность задержать его на уровне жестового общения.
-Развивайте фонематический слух ребенка, побуждайте различать отдельные звуки (нож-нос; удочка-уточка…).
-Не пренебрегайте звукоподражанием. Если ребенок не готов сказать слово, можно на начальном этапе заменить его каким-то звуком (машина –би-би, упал-бух). Позже эти слова уйдут из лексикона, но понимание их, осознание произойдет раньше, чем проговаривание.
-Расширяйте словарный запас малыша.
-Если вы будете вести дневник, то сможете фиксировать его речевые успехи, причем не забудьте похвалить ребенка, даже за самую малость.
-Читать надо каждый день! Передавайте голосом эмоции, ритм. Если читаете стих, пусть ребенок договаривает последнее слово. Читая стихи и сказки, показывайте и давайте потрогать детям игрушки, изображающие персонажей, а также предметы, с которыми взаимодействуют персонажи этих произведений.
-Пальцы помогают речи, поэтому развивайте легкую моторику: знакомьте ребенка как можно раньше с предметами, игрушками, мозаиками, конструкторами (с учетом возраста).
- Периодически делайте что-то вместе с ребенком, держа его руки в своих (пользоваться лопаткой, брать игрушку).
-Будьте терпеливы и снисходительны. Никогда не смейтесь над ребенком, не критикуйте его, попытайтесь понять, одобрить, в случае неудачи – утешить и сказать: все у тебя получится. Если не вы, то кто поможет вашему ребенку? Хвалите его даже за очень незначительные успехи и старание.
-Не забудьте подготовить вашего ребенка к встрече с незнакомыми людьми. Объясняйте куда идете, что будете делать, что с ним будут делать другие люди. Если ребенок не воспринимает слова, не стесняйтесь пояснить окружающим, как можно общаться с вашим ребенком (прикосновением, звуками, знаками и т.д.). Ваш ребенок, вследствие ограниченного контакта с другими людьми, может быть эмоционально очень восприимчивым, что проявится или в капризах, или в страхе, или в агрессии. Попытайтесь быть терпеливыми и после первой эмоциональной реакции объясните ребенку, что это не страшно, попытайтесь вызвать интерес?
-Общение с чужими должно быть дозировано по времени, начните с нескольких минут. Ваш ребенок может быстро устать, но не забывайте, что и окружающие (другие дети или взрослые) могут уставать от вашего ребенка. Вводить ребенка в круг сверстников, в ребячий круг просто необходимо. Если позитивного общения не получилось - не отчаивайтесь, делайте опять и опять попытки, не обвиняя детей или вашего ребенка в неудачах. Лучше, если вы будете приглашать сверстников к вам домой. Знакомая обстановка поможет вашему ребенку наладить контакты и преодолеть дефицит общения.
(Составлено на основании статьи Элеоноры Елсуковой "Что нужно знать родителям, имеющим ребенка-инвалида" (из книги "Если в семье ребенок-инвалид") и книги Солнцевой Л.И., Хорош С.М. "Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста")
Виртуальную выставку для вас подготовила Анна Манцурова, ведущий методист методико-библиографического отдела ГБУК РТ "Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих"