28
ноября 2013 года в читальном зале ГБУК РТ "Республиканская специальная
библиотека для слепых и слабовидящих" в рамках музыкальной гостиной "В
кругу друзей" прошел музыкальный журнал "Автор оперы "Кармен"", посвященный 175-летию со дня рождения французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875). С кратким вступительным словом выступила заведующая сектором читального зала,реабилитации
и досуга И.Ю. Лобачева. Далее постоянная ведущая нашей музыкальной
гостиной Н.В. Тихомирова рассказала о краткой, трудной, но интересной
судьбе знаменитого французского композитора, а также познакомила
собравшихся с наиболее известными произведениями Жоржа Бизе.. В
историю музыки Жорж Бизе
вошел благодаря одному очень популярному произведению. Сведущие люди
утверждают, что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс
Жоржу Бизе, написавшему всемирно известную оперу "Кармен", но эта же
судьба многое взяла взамен. Бизе
родился в
Париже 25 октября 1838 года. Его назвали звучными именами трех
полководцев: Александр – Цезарь – Леопольд, но в семье он был Жоржем. С
этим именем Бизе вошел в историю, а данное при рождении имя всегда
напоминало о себе… Жоржу нравилось
заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью,
профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка,
хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали
по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на
фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую
консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж
начал сочинять музыку. В девятнадцать Бизе
закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим
Большую Римскую премию, – за кантату "Кловис и Клотильда". Большое
внимание было уделено во время журнала самой известной опере Жоржа Бизе
"Кармен", музыка которой равным образом захватывает широкую публику
и восхищает мастерством, изысканностью,
оригинальностью самых изощрённых знатоков.
Трудно поверить, но премьера этой оперы закончилась грандиозным провалом.
Бизе
был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с
лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный
приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Умер Жорж Бизе
на 37-м году жизни, не дожив меньше четырех месяцев до феерического
успеха "Кармен" в Венской опере. А через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. Среди поклонников оперы можно
найти таких разных художников и композиторов, как Брамс,
Вагнер, Брюлов, Чайковский, Малер, Бузони, Сен-Санс,
Дебюсси, Пуччини, Прокофьев… Утверждают,
что Брамс слушал "Кармен" двадцать раз и
сказал, что отправился бы на край света,
чтобы обнять Бизе. Бисмарк, которого Брамс
считал самым глубоким знатоком музыки
среди непрофессионалов, слушал оперу даже
двадцать семь раз. Сомневаюсь, что точные
цифры могут быть доказаны, но многократное
посещение спектаклей несомненно. Восторженным
поклонником Бизе стал немецкий философ
Ницше. Он видел во французском мастере
опору в своей драматической борьбе с
Вагнером и вагнеризмом, борьбе, в которой
трагический персональный разрыв двух
творческих личностей огромного
темперамента и эгоцентризма неотделимо
переплёлся со столкновением философских
идей. "Я почти уверен, что "Кармен" — лучшая
из существующих опер. Пока мы живы, она
будет оставаться в репертуарах Европы," —
писал Ницше в одном из своих писем. Чайковский
слушал "Кармен" в её начальной парижской
постановке зимой 1876 г., ещё раньше он
получил вокальную партитуру оперы от
своего ученика Владимира Шиловского.
Широко известно предсказание русского
композитора (в письме к фон Мекк), что через
десять лет "Кармен" станет самой
популярной оперой в мире.
И это действительно
оказалось так. Более того, эта опера продолжает с неизменным успехом
идти и в наши дни, и, несомненно, будет популярна и в далеком будущем.